За последние два года произошли явные изменения в плане насмешек и подчеркнутого пренебрежительного отношения к СМИ

Собеседник инициативы «Медиа адвокат» — основатель общественной организации «Правовое образование и контроль», бывший вице-спикер НС Арпине Ованнисян.

Журналисты делают стори в Facebook с презентации Вашей книги, поздравления, как видно, не прекращаются. Как прошла презентация, кто и по какому принципу был приглашен, и самое главное, очень кратко расскажите о книге «Право медиа»,  отметьте несколько акцентов — о чем она, какова основная цель?
Вам также благодарна за поздравление. Думаю, презентация действительно прошла очень хорошо и очень широко освещалась журналистами, даже уже есть отклики со стороны тех людей, которые успели ознакомиться с книгой в определенной степени и отмечают ее полезность. Приглашенные были в ограниченном количестве, учитывая противоэпидемическую ситуацию. Я действительно хотела бы пригласить больше людей и еще журналистов, но не смогла. 90% и больше были представителями СМИ, и те люди, которые раньше были журналистами, имели связь с медиа. Даже в шутку говорила, что фейсконтроль и дресс-код параллельно с медиа. Цель книги или, скажем так, основная направленность в том, чтобы всесторонне представлялись те вопросы, которые возникают в повседневной работе журналистов. Я несколько раз подчеркивала, вовсе не хочу, чтобы это звучало нескромно, но книга беспрецедентна в своем роде в армянской действительности, поскольку в ней представлено почти все, что касается конкретных вопросов, и желающий сможет провести более глубокое исследование. В частности, в книге представлены вопросы, касающиеся защиты журналистских источников, вопросы защиты чести и достоинства, о неприкосновенности личной жизни и защите личных данных. Журналисты часто сталкиваются с ситуацией в своей повседневной работе, когда им отказывают в предоставлении желаемой информации, ссылаясь на закон «О защите персональных данных», в то время как на самом деле есть соответствующая форма запроса, а затем форма ожидания от компетентного государственного органа его правильного варианта, тогда журналистам не смогут, скажем так, незаконно отказать и просто механически ответить, что не предоставляем, будто кто-то против этого. Представлены самые актуальные вопросы: все последние развития касательно фейкньюз, вопросы, связанные с презумпцией невиновности, проблемы соблюдения презумпции невиновности при освещении расследования уголовных дел, вопросы правовой защиты доменов.
За презентацией книги последовало объявление курса. Как это было решено и по чьей инициативе?
Курс — совместная программа факультетов юриспруденции и журналистики Ереванского государственного университета и немецкого Фонда Конрада Аденауэра, с которым я сотрудничаю и в качестве эксперта, и в рамках программы, которая впервые стартует в ЕГУ и будет сертифицированным курсом, я буду преподавать некоторые темы. Конечно, курс не полностью охватит выявленные в книге темы, в книге их больше, но этот курс позволит заинтересованным в этой сфере людям приобрести новые знания и использовать их в повседневной работе.
В Армении очень быстро меняется законодательство, регулирующее журналистику. Меняются даже базовые принципы. Можно ли в этих условиях говорить о долгосрочном, логическом медиа праве? 
Я не совсем согласна с тем, что в Армении часто меняется законодательство, регулирующее информационную сферу. За последние два года мы видим попытки внесения каких-то изменений, причем радикальной, неправильной направленности. Наиболее часто изменяющимся является законодательство, касающееся телевидения и радио, а закон «О массовой информации», можно сказать, не претерпел существенных, фундаментальных, принципиальных изменений с 2003 года. Это неслучайно, потому что сложно вносить изменения в законодательство информационного поля без широкого консенсуса, а этого консенсуса нет, наоборот, есть конфронтация.
Какие положительные или отрицательные изменения произошли в сфере свободы слова за последние 2 года? Ваша оценка? 
За последние два года очевидно в плане насмешек над СМИ, подчеркнутого плохого и пренебрежительного отношения к журналистам есть изменения: смена власти и самоуверенность пришедших к власти чиновников и их болезненная мания всегда быть правыми приводят к тому, что они не принимают критику и, с этой точки зрения, у властей все более усиливается неутешительное желание подавить СМИ и ввести ограничения, но медиа, естественно, противятся этому.