Нужно вспомнить публичную, медиа активность предыдущих мэров и сравнить с активностью Айка Марутяна: Акоп Карапетян 

Инициатива «Медиа адвокат» продолжает серию бесед с пресс-секретарями или ответственными лицами различных ведомств. На этот раз нашим собеседником является пресс-секретарь мэра Еревана Акоп Карапетян. 
— С 2016 года Вы сотрудничали с Общественным телевидением Армении в качестве журналиста, редактора и сценариста, работая в различных проектах. Какие проблемы заметили еще в годы работы журналистом в общении с пресс-секретарями, которые сейчас сами не повторяете?
— Я сотрудничал со многими СМИ и в ходе работы было много поводов для общения. Основная задача и желание, которые имеют все журналисты, связанные с государственными или общинными ведомствами, — доступность, прозрачность и гибкость. Задача пресс-секретаря — облегчить дело журналиста, а не усложнить, если нужна информация, то нужно как можно скорее и обстоятельно передать это журналисту. Что касается моей работы в мэрии, то изначально мы поставили перед собой задачу сломать стереотип, то, что мэрия является закрытой структурой и неохотно предоставляет информацию СМИ.

— Как Вы координируете работу с журналистами? Расскажите о рабочем дне, сколько заявлений, звонков и приглашений на интервью получаете в течение дня, в каком случае отказываете и почему?
— Зависит от повестки дня. Иногда инициатором повестки выступает мэрия, представляет какой-либо проект, и возникают вытекающие из этого вопросы, бывают предложения, представленные оппозиционными коллегами или оппозиционными фракциями Совета старейшин, определенные публикации в прессе, объем и характер работы в зависимости от этого могут отличаться. Был день, когда я получил около 120 звонков только по телефону, не считая других средств связи, запросов на онлайн-платформах. Есть дни намного спокойнее. В течение дня так общение с журналистами, короткие комментарии составляют около десятки, не считая, что в месяц несколько раз принимаю участие в каком-либо обсуждении, интервью в телевизионных форматах. Плюс ко всему, каждую неделю готовим и транслируем в эфир цикл передач «Ереван», которая является информационной передачей о городской жизни. Что касается отказа в интервью, то причиной этого может стать кредит СМИ, «репутация» — по моей оценке. К сожалению, бывают такие случаи, когда СМИ преднамеренно искажает факты, представляет неточную информацию, сплетни или клевету и даже в случае устной просьбы не считает нужным исправить ошибку. И в подобных случаях я просто считаю бессмысленным свое участие в распространении дезинформации и отказываюсь от сотрудничества. А вообще, я положительно оцениваю работу армянских СМИ, конечно, многие из нас жалуются на качество информации, грамотность, обилие сплетен, но все это свидетельствует, в первую очередь, о том, что у нас есть свободная пресса и даже право на существование желтой прессы. Вопрос здесь, может быть, больше в повышении уровня медиаграмотности общества, чтобы в общественном восприятии можно было отличить «желтоватый» контент от более серьезной информации.

— Мэрия часто оказывается объектом критики касательно личности мэра. Айка Марутяна критикуют особенно в задержке исполнении предвыборных обещаний, кроме того, что в важные моменты Айк Марутян проявляет пассивность. Произошедшие в стране перемены привели к новой культуре общения, в то время как мэр мало говорит. В чем проблема?
— Мэр с октября 2018 года, как минимум, на перерывах заседаний совета, с масштабными брифингами отвечает на вопросы журналистов. Брифинги длятся до тех пор, пока вопросы не будут исчерпаны, кроме того, мэр выступает в качестве ньюзмейкера в ходе заседаний Совета старейшин. Бывают заседания, которые длятся 10-12 часов, они транслируются в прямом эфире, и мэр дает подробные разъяснения по многим вопросам, касающимся управления общины. Более редко, чтобы дать важные разъяснения, мэр принимает участие в телевизионных программах или выступает на платформе в соцсети. Две недели назад, например, когда началось общественное обсуждение вокруг парка Маштоца, мэр созвал пресс-конференцию и около 2 часов отвечал на вопросы журналистов и на вопросы, задаваемые на онлайн-платформе. Это касательно точки зрения, что мэр «мало говорить», что, по моему убеждению, является ошибочным мнением, если не заблуждением. Предлагаю просто вспомнить публичную, медиа активность предыдущих мэров и сравнить с активностью Айка Марутяна и дать оценку.

— Вопрос «смертельных лифтов» решается: с 11 августа в Ереване стартовала программа замены 500 лифтов. Подводя итоги, какие из предвыборных обещаний были выполнены, какое следующее?
— Во-первых, зафиксируем, что с тех времен, когда вообще сформировалось лифтовое хозяйство, в Ереване никогда не было такого объема работ по замене лифтов. На протяжении десятилетий городская власть говорила, что это не ее проблема, а проблема жителей, и что нет достаточных средств для ее решения. Мы говорим, что у нас есть достаточные средства для обеспечения физической безопасности и комфорта жителей. Один из ключевых обещаний относился проблеме мусора, которая была решена раз и навсегда. Такого парка коммунального хозяйства — новой современной техники по вывозу мусора и санитарной очистке, город не имел. Другая ключевая проблема — сортировка мусора, которая уже в процессе. Создастся новая культура управления отходами, начнем сортировать мусор не на свалке: сортировка начнется прямо из дворов или со стороны хозяйствующих субъектов. Следующая, самая важная программа (здесь не побоюсь превосходной степени прилагательных — самая актуальная, самая главная проблема) — транспортная реформа, и уже объявлен конкурс на приобретение 200 автобусов. Сто должны быть приобретены из общинных средств, сто — в результате сотрудничества с международными партнерами.

— Принято считать, что пресс-секретари являются передающими слово руководителя ведомства или, всего лишь, читающими текст. Насколько Вы свободны в своих заявлениях?
— Согласившись на эту работу, я осознавал, что у меня не будет той свободы выражения позиции свободного журналиста, будут изменения в форме и содержании публичной речи, но та команда и программа, с которыми я должен был работать, были созвучны с моими восприятиями, и в этом плане мне очень легко работать. Конечно, уже осторожен в плане выражения мнений в Facebook, социальных сетях, приходится помнить, что ты не свободный журналист, что представляешь общинную структуру, и твое слово неизбежно ассоциируется с этой структурой.

— Часто Вы шутите с мэром по образцу скетчов «Каргин ахордум» («Клевая передача»)?
— Лично с Айком Марутяном познакомился по работе, понятно, что до этого хорошо знал его, как, наверное, все в стране. Айк Марутян в общении со своими коллегами достаточно свободен и непринужден, и дисциплинированность и иерархичность от этого не страдают. Передача «Каргин ахордум», в моем понимании, в нашей стране, в телевизионной культуре заняла столь большое место, не считая, что это были интерпретации известных анекдотов, что многие эпизоды всегда актуальны и в любой ситуации можно вспомнить одну. Конечно, бывают рабочие дни, приправленные юмором.